Пояснительная записка
Робототехника— сравнительно новое и интенсивно развивающееся научное направление, вызванное к жизни необходимостью освоения новых сфер и областей деятельности человека, а также потребностью широкой автоматизации современного производства, направленной на резкое повышение его эффективности. Использование автоматических программируемых устройств — роботов — в исследовании космоса и океанских глубин, в производственной сфере, быстрый прогресс в области создания и использования роботов в последние годы обусловили необходимость интеграции научных знаний ряда смежных фундаментальных и технических дисциплин в едином научно-техническом направлении — робототехнике.
Теория робототехники опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, информатика, а также радиотехника и электротехника. Выделяют строительную, промышленную, бытовую, авиационную и экстремальную (военную, космическую, подводную) робототехнику.
Сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту, когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому курсы робототехники и компьютерного программирования необходимо вводить в образовательные учреждения.
Изучение робототехники позволяет решить следующие задачи, которые стоят перед информатикой как учебным предметом. А именно, рассмотрение линии алгоритмизация и программирование, исполнитель, основы логики и логические основы компьютера.
Новые ФГОС требуют освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности, и программы по робототехнике полностью удовлетворяют эти требования.
Данная программа по робототехнике научно-технической направленности, т.к. так как в наше время робототехники и компьютеризации, ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.
Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование. Успехи России в XXI веке будут определять уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин. Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания, что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Lego позволяет учащимся:
- совместно обучаться в рамках одной группы;
- распределять обязанности в своей группе;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- создавать модели реальных объектов и процессов;
- видеть реальный результат своей работы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 10 до 14 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью.
Сроки реализации программы 1 год.
Режим работы, в неделю 3 занятие по 1 часу. 102 часа в год.
Цель: обучение основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования.
Задачи:
Обучающие:
— дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;
— научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;
— сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
— ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами
Воспитывающие:
— формировать творческое отношение к выполняемой работе;
— воспитывать умение работать в группе, эффективно распределять обязанности.
Развивающие:
— развивать творческую инициативу и самостоятельность;
— развивать память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
— Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Материальные ресурсы:
- Наборы Лего — конструкторов:
- Lego Mindstorms NXT – 4 набора
- Набор ресурсный средний – 4 набора
- Программное обеспечение Lego Mindstorms Education EV3
- Руководство пользователя
- Датчики 11 шт.
7.АРМ учителя (компьютер, проектор, сканер, принтер)
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
По окончанию курса обучения учащиеся должны
ЗНАТЬ:
-правила безопасной работы;
-основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
-конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
-компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
-виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
-конструктивные особенности различных роботов;
-порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств;
-как использовать созданные программы;
-самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
-создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
-создавать программы на компьютере для различных роботов;
-корректировать программы при необходимости;
УМЕТЬ:
-принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.
— проводить сборку робототехнических средств, с применением LEGO конструкторов;
— создавать программы для робототехнических средств.
— прогнозировать результаты работы.
— планировать ход выполнения задания.
— рационально выполнять задание.
— руководить работой группы.
— высказываться устно в виде сообщения или доклада.
— высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.
— представлять одну и ту же информацию различными способами
МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
— олимпиады;
— соревнования;
— учебно-исследовательские конференции.
-проекты.
Деятельность по реализации Программы
В первый год обучения дается необходимая теоретическая и практическая база, формируются навыки работы с конструктором LEGO NXT Mindstorms EV3, с принципами работы датчиков: касания, освещённости, цвета. На основе программы LEGO Mindstorms Eduсation EV3 школьники знакомятся с блоками компьютерной программы: дисплей, движение, цикл, блок датчиков, блок переключателей. Под руководством педагога, а затем и самостоятельно пишут программы: «движение «вперёд-назад», «движение с ускорением», «восьмёрка», «змейка», «поворот на месте», «спираль», «парковка», «выход из лабиринта», «движение по чёрной линии». Проектируют роботов и программируют их. Готовят роботов к соревнованиям: «Кегель ринг», «Движение по линии», «Сумо».
Особенности методики обучения
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а также системно-деятельностный метод обучения.
Данная программа допускает творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены порядка раздела, введения дополнительного материала, методики проведения занятий. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.
На занятиях кружка «Робототехника» используются в процессе обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют:
— развитию мышления (умение доказывать свою точку зрения, анализировать конструкции, сравнивать, генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции), речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи), мелкой моторики;
— воспитанию ответственности, аккуратности, отношения к себе как само реализующейся личности, к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду.
— обучению основам конструирования, моделирования, автоматического управления с помощью компьютера и формированию соответствующих навыков.
Также на занятиях используются интерактивные рабочие тетради по робототехнике для 5-6 классов. Они представляют собой электронный тренажер, в ходе работы с которым учащиеся используют информацию, полученную на уроках математики, информатики и физики. Это помогает школьнику понять, как теоретические знания по данным дисциплинам могут применяться на практике, для решения инженерных задач. Для учителя же интерактивная рабочая тетрадь — это доступ к целому банку разноплановых интерактивных заданий: на установление соответствия, заполнение таблиц, упорядочивание и распределение по группам, выбор варианта ответа, ввод численного или строкового ответа, установление связей, указание объекта на рисунке. Их можно использовать в качестве домашних или контрольных работ. А еще использование интерактивных тетрадей в работе существенно экономит время педагога, ведь проверкой ответов учеников занимается компьютер.
В связи с появлением и развитием в школе новой кружковой работы – «Робототехника» — возникла необходимость в новых методах стимулирования и вознаграждения творческой работы учащихся. Для достижения поставленных педагогических целей используются следующие нетрадиционные игровые методы:
- Соревнования
- Олимпиады
- Выставки
Как показала практика, эти игровые методы не только интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе и саморазвитию, что с помощью традиционной отметки сделать практически невозможно.
Приемы и методы организации занятий.
I Методы организации и осуществления занятий
- Перцептивный акцент:
а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
в) практические методы (упражнения, задачи).
- Гностический аспект:
а) иллюстративно- объяснительные методы;
б) репродуктивные методы;
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.
- Логический аспект:
а) индуктивные методы, дедуктивные методы;
б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
II Методы стимулирования и мотивации деятельности
Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:
познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.
Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.
Основными принципами обучения являются:
- Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.
- Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
- Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
- Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.
- Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.
- Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а так же материалы своего изготовления.
- Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
- Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Не прочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.
- Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Учебно-тематическое планирование
№
п\п |
Тема занятий | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Основы работы . | 2 | 1 | 1 |
2 | Среда конструирования — знакомство с деталями
конструктора. |
3 | 1 | 2 |
3 | Способы передачи движения. Понятия о редукторах. | 3 | 1 | 2 |
4 | Программа Lego Mindstorm. | 3 | 1 | 2 |
5 | Понятие команды, программа и программирование | 3 | 1 | 2 |
6 | Дисплей. Использование дисплея.
Создание анимации. |
2 | 1 | 1 |
7 | Знакомство с моторами и датчиками. Тестирование моторов и датчиков. | 3 | 1 | 2 |
8 | Сборка простейшего робота, по
инструкции. |
3 | 1 | 2 |
9 | Программное обеспечение. Создание простейшей программы. | 3 | 1 | 2 |
10 | Управление одним мотором. Движение вперёд-назад
Использование команды « Жди» Загрузка программ |
3 | 1 | 2 |
11 | Самостоятельная творческая работа учащихся | 3 | 1 | 2 |
12 | Управление двумя моторами. Езда по квадрату. Парковка | 3 | 1 | 2 |
13 | Использование датчика касания. Обнаружения касания. | 3 | 1 | 2 |
14 | Использование датчика звука. Создание двухступенчатых программ. | 3 | 1 | 2 |
15 | Самостоятельная творческая работа учащихся | 3 | 3 | |
16 | Использование датчика освещённости. Калибровка датчика. Обнаружение черты. Движение по линии. | 3 | 1 | 2 |
17 | Составление программ с двумя датчиками освещённости. Движение по линии. | 3 | 1 | 2 |
18 | Самостоятельная творческая работа учащихся | 2 | 2 | |
19 | Использование датчика расстояния. Создание многоступенчатых программ. | 3 | 1 | 2 |
20 | Составление программ включающих в себя ветвление | 3 | 1 | 2 |
21 | Блок «Bluetooth», установка соединения.
Загрузка с компьютера. |
3 | 1 | 2 |
22 | Изготовление робота исследователя.
Датчик расстояния и освещённости. |
3 | 1 | 2 |
23 | Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-состязаниях, описаний моделей, | 3 | 1 | 2 |
24 | Разработка конструкций для соревнований | 6 | 6 | |
25 | Составление программ для «Движение по линии». Испытание робота. | 6 | 2 | 4 |
26 | Составление программ для «Кегель ринг». Испытание робота. | 6 | 2 | 4 |
27 | Прочность конструкции и способы повышения прочности. | 3 | 1 | 2 |
28 | Разработка конструкции для соревнований «Сумо» | 6 | 2 | 4 |
29 | Подготовка к соревнованиям | 5 | 2 | 3 |
30 | Подведение итогов | 4 | 2 | 2 |
Итого | 102 | 32 | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п |
Тема урока |
Кол.
часов |
Основные вопросы, рассматриваемые на
уроке |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1-2 | Вводное занятие. Основы работы с EV3.. | 2 | Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России.
Показ видео роликов о роботах и роботостроении. Правила техники безопасности. |
Проявление познавательного интереса и активности в данной области | Соблюдение норм и правил культуры труда | Владение кодами и методами чтения и способам графического представления |
3-5 | Среда конструирования — знакомство с деталями конструктора. | 3 | Твой конструктор (состав, возможности)
-Основные детали (название и назначение) -Датчики (назначение, единицы измерения) — Двигатели -Микрокомпьютер EV3. -Аккумулятор (зарядка, использование) Названия и назначения деталей — Как правильно разложить детали в наборе |
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности. | Планирование технологического процесса и процесса труда. |
6-8 | Способы передачи движения. Понятия о редукторах. | 3 | Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике.
Различные виды зубчатых колес. Передаточное число. |
Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности. | Виртуальное и натурное моделирование технических объектов | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности. |
9-11 | Программа Lego Mindstorm. | 3 | Знакомство с запуском программы, ее
Интерфейсом. Команды, палитры инструментов. Подключение EV3.
|
Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям. | Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности. | Проявление познавательных интересов и активности в технологической деятельности. |
12-14 | Понятие команды, программа и программирование | 3 | Визуальные языки программирования.
Разделы программы, уровни сложности. Передача и запуск программы. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме. |
Проявление познавательного интереса и активности в данной области | Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности. | Владение кодами и методами чтения и способам графического представления |
15-16 | Дисплей. Использование дисплея EV3.. | 2 | Дисплей. Использование дисплея EV3.
Создание анимации. |
Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности | Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности. | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности |
17-
19 |
Знакомство с моторами и датчиками. | 3 | Серводвигатель. Устройство и применение. Тестирование — Мотор — Датчик освещенности — Датчик звука — Датчик касания — Ультразвуковой датчик • Структура меню EV3. • Снятие показаний с датчиков Тестирование моторов и датчиков. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Согласование и координация совместной трудовой деятельности с другими её участниками. | Проведение необходимых опытов и исследований при проектировании объектов труда |
20-22 | Сборка простейшего робота, по
инструкции. |
3 | — Сборка модели по технологическим картам.
— Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности EV3. (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ) |
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности | Планирование технологического процесса и процесса труда. Формирование рабочей группы |
23-25 | Программное обеспечение EV3.. Создание простейшей программы. | 3 | Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам. | Владение алгоритмами решения технико-технологических задач | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности | Планирование технологического процесса и процесса труда. |
26-28 | Управление одним мотором. | 3 | Движение вперёд-назад
Использование команды « Жди» Загрузка программ в EV3. |
Владение алгоритмами решения технико-технологических задач | Самостоятельная организация и выполнение творческих работ | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности |
29-31 | Самостоятельная творческая работа учащихся | 3 | Самостоятельная творческая
работа учащихся |
Владение способами научной организации труда | Планирование технологического процесса и процесса труда. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. |
32-34 | Управление двумя моторами. Езда по квадрату. Парковка | 3 | Управление двумя моторами с помощью команды Жди
• Использование палитры команд и окна Диаграммы • Использование палитры инструментов • Загрузка программ в EV3. |
Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности. | Планирование технологического процесса и процесса труда. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. |
35-37 | Использование датчика касания. Обнаружения касания. | 3 | Создание двухступенчатых программ
• Использование кнопки Выполнять много раз для повторения действий программы • Сохранение и загрузка программ |
Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности. | Согласование и координация совместной трудовой деятельности с другими её участниками. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. |
38-40 | Использование датчика звука. Создание двухступенчатых программ. | 3 | Блок воспроизведение.
Настройка концентратора данных блока «Звук» Подача звуковых сигналов при касании. |
Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности. | Согласование и координация совместной трудовой деятельности с другими её участниками. | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. |
41-43 | Самостоятельная творческая работа учащихся | 3 | Самостоятельная творческая работа учащихся | Рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда. | Самостоятельная организация и выполнение творческих работ | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности |
44-46 | Использование датчика освещённости. Калибровка датчика. Обнаружение черты. Движение по линии. | 3 | Использование Датчика Освещенности в команде Жди
• Создание многоступенчатых программ |
Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности. | Планирование технологического процесса и процесса труда | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности |
47-49 | Составление программ с двумя датчиками освещённости. Движение по линии. | 3 | Движение вдоль линии с применением двух датчиков освещенности. | Сочетание образного и логического мышления в процессе деятельности. | Планирование технологического процесса и процесса труда | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности |
50-51 | Самостоятельная творческая работа учащихся | 2 | Самостоятельная творческая работа учащихся | Рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда. | Планирование технологического процесса и процесса труда | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности |
52-54 | Использование датчика расстояния. Создание многоступенчатых программ | 3 | Ультразвуковой датчик. Определение роботом расстояния до препятствия | Владение алгоритмами решения технико-технологических задач | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. |
55-57 | Составление программ, включающих в себя ветвление в среде EV3. | 3 | Отображение параметров настройки Блока
Добавление Блоков в Блок «Переключатель» Перемещение Блока «Переключатель» Настройка Блока «Переключатель» |
Владение алгоритмами решения технико-технологических задач | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности |
58-60 | Блок «Bluetooth», установка соединения.
Загрузка с компьютера. |
3 | Включение/выключение
Установка соединения Закрытие соединения Настройка концентратора данных Блока «Bluetooth соединение» |
Владение алгоритмами решения технико-технологических задач | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности |
61-63 | Изготовление робота исследователя. | 3 | Сборка робота исследователя. Составление программы для
датчика расстояния и освещённости. |
Рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда. | Планирование технологического процесса и процесса труда | Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. |
64-66 | Работа в Интернете. | 3 | Поиск информации о Лего-состязаниях, описаний моделей | Рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда. | Поиск новых решений возникшей технической проблемы. | Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. |
67-72 | Разработка конструкций для соревнований | 6 | Выбор оптимальной конструкции, изготовление, испытание и внесение конструкционных изменений. | Ориентация в имеющихся средствах и технологиях создания объектов труда. | Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов. | Проявление познавательных интересов и активности в предметно технологической деятельности. |
73-78 | Составление программ «Движение по линии». Испытание робота. | 6 | Составление программ. Испытание, выбор оптимальной программы. | Владение алгоритмами решения технико-технологических задач | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности |
79-84 | Составление программ для «Кегель ринг». Испытание робота. | 6 | Составление программ. Испытание, выбор оптимальной программы. | Владение алгоритмами решения технико-технологических задач | Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности |
85-87 | Прочность конструкции и способы повышения прочности. | 3 | Понятие: прочность конструкции. Показ видео роликов о роботах участниках соревнования «Сумо» | Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Поиск новых решений возникшей технической проблемы. | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности |
88-93 | Разработка конструкции для соревнований «Сумо» | 6 | Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции. | Рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда. | Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности |
94-98 | Подготовка к соревнованиям | 5 | Испытание конструкции и программ. Устранение неисправностей. Совершенствование конструкции. | Рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания объектов труда. | Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов | Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности |
99-102 | Подведение итогов | 4 | Защита индивидуальных и коллективных проектов. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.В.А. Козлова, Робототехника в образовании (электронный)
2.Дистанционный курс «Конструирование и робототехника»
- Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер в LabVIEW. – М.: ДМК, 2010, 278 стр.;
4.ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, — М.: ИНТ, 1998, 150 стр.
5.Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NT Press, 2007, 345 стр.;
6.Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – М.: ПКГ «РОС», 2012;
7.Программное обеспечение LEGO Education EV3.;
8.Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, 59 стр.
- Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе
информационных технологий. Введение в робототехнику». — М.: ИНТ, 2001 г.
10.Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.
- http://kpolyakov.spb.ru/school/robotics/robotics.htm
- https://mirrobo.ru/pilot/trenazher-dlja-lego-mindstorms-ev3-virtual-robotics-toolkit/
- https://www.lego.com/ru-ru/mindstorms